вторник, 29 октября 2013 г.

Головки звукоснимателя Koetsu: сравнение трёх моделей

Джерри Ли, Dagogo.com, 09/2009

Иногда какой-то особенный аудиокомпонент делает твою работу как аудиожурналиста на редкость приятной. Так случилось в этот раз. Недавно мне предложили послушать две головки звукоснимателя Koetsu с корпусами из камня. Будучи владельцем двух картриджей Koetsu – Black (уже давно) и Urushi Vermillion, я, конечно, не смог удержаться от искушения оценить возможности трех моделей и сравнить их в очном состязании. Просто ужас, что нам приходится выносить ради искусства, однако иногда жертвы оправданы.

Технические характеристики:

MC-картриджи: Urushi Vermillion, Azule Platinum и Tiger Eye Platinum
Выходной уровень: 0,2 мВ – Urushi; 0,3 мВ - корпус из полудрагоценных камней
Частотный диапазон: 20-100,000 Гц
Импеданс: 30 Ом
Разделение каналов: более 25 дБ
Масса: 9 г - Urushi, 13г - Azule, 12.5 г - Tiger Eye
Рекомендуемая прижимная сила: 1,5 г
Иглодержатель: боровое стекло (алмазный иглодержатель как опция - $4000)
Корпус: Urushi – лакированное красное дерево, Azule –камень (Dumortierite), камень «тигровый глаз» (Tiger Eye)

Мне искренне жаль тех, кто ничего не слышал о Koetsu!

И сам бренд, и ассоциируемая с ним выдающаяся личность не утрачивают ореола тайны через несколько лет после ухода из жизни легендарного основателя Koetsu Йосиаки Сугано 20 января 2002 в возрасте 95 лет. Сугано прожил долгую и плодотворную жизнь и оставил неизгладимый след в Hi-Fi. Потомок выдающегося японского мастера Онами Коэтсу, Сугано изучал японские ремесла, в т.ч. искусство изготовления мечей. Живописец, грозный и, по общему мнению, непобежденный боксер в юности, в зрелом возрасте он трудился в автомобильной индустрии, в концерне Toyota. Сугано сделал неплохую карьеру в Toyota и вышел на пенсию по достижении 60 лет. Но отдых явно был не для него, и самые значительные достижения Коэтсу пришлись на последние 35 лет жизни.

Задолго до выхода на пенсию Сугано увлекался музыкой и вопросами звуковоспроизведения, особенно его интересовали головки звукоснимателя. Он стал изучать и ремонтировать сломанные картриджи как любитель, а позже, покинув автоиндустрию, решил основать собственную компанию. Так появились MM-головки Koetsu. Сугано дал компании имя Koetsu в память о своем выдающемся предке.

Я никогда не встречался с ним, но постигал его искусство, путешествуя по миру Hi-Fi. Однажды открыв для себя Сугано и магию головок Koetsu, я после не встречал ничего им подобного. Я давно интересовался японской культурой и искусством. Я даже изучал основы языка. Было что-то близкое мне в японской культуре.

Сугано был мастером от Бога

Картриджи Koetsu соединили фанатичность конструкционного воплощения с высоким качеством материалов и артистизмом японских мастеров по дереву. Сугано был мастером от бога, его изделия – это не только головки с фантастическим звучанием, но и миниатюрные произведения искусства. Для многих Сугано-сан поднял изготовление головок звукоснимателя на невиданный прежде уровень – уровень высокого искусства.

Я открыл для себя, что Сугано был требовательный учитель и наставник. Он всегда с готовностью делился знаниями и идеями с другими, поощрял других попробовать себя в искусстве. Сегодня у руля Koetsu стоит сын основателя компании, Фумихико Сугано, который прошел основательную школу своего отца. К радости всех любителей Hi-Fi поставки картриджей Koetsu продолжаются. Питер Ледерман из Soundsmith также является учеником Сугано, хранит и преумножает его традиции.

Линейка Koetsu

Известно, что головки звукоснимателя Koetsu обладают индивидуальным звуковым почерком. В общем, они не принадлежат к самым аналитичным и тонально сбалансированным компонентам – эти качества свойственны, скажем, Air Tight или, возможно, Lyra. Совершенно неподражаемыми делает головки Koetsu присущая им звуковая магия. Она сравнима с феноменом ламп. Судя по измерениям, звук должен быть ужасным, но слух говорит иное.
Линейка Koetsu состоит из восемнадцати моделей в четырех подкатегориях: Black Goldline с алюминиевым корпусом, Rosewood, Urushi и серия Stone Body Platinum с самой дорогой головкой (limited edition) Blue Lace Onyx с алмазным иглодержателем.

В этом ревю рассматриваются три совершенно разные модели за разную цену.

Koetsu Urushi Vermillion

Начну с Urushi Vermillion – вероятно, самой обычной головки, если слово «обычный» вообще применимо к картриджу Koetsu с лакированным деревянным корпусом серии Urushi. В настоящее время серия включает шесть разных отделок. Vermillion отличается от остальных тем, что только в ней применена «двойная катушка с посеребренным медным проводом». Корпус из красного дерева покрыт красным лаком Urushi. Здесь использован самариум-кобальтовый магнит и иглодержатель из борового стекла. Заявленный частотный диапазон составляет 20 Гц – 100 кГц; разделение каналов – 25 дБ на 1 кГц; разбаланс каналов – 0,5 дБ на 1 кГц. Внутренний импеданс – 5 Ом, рекомендованный – 30 Ом. Выходное напряжение очень низкое – 0,2 мВ. Масса головки 9 г. Среди всех головок Koetsu эта имеет самое низкое выходное напряжение. Мораль истории? Позаботься о хорошем фонокорректоре и повышающем трансформаторе, и все будет в порядке.

Головка звукоснимателя Koetsu Urushi Vermillion

В деревянном ящичке с Urushi Vermillion не было никакой информации о головке

Меня немного разочаровало, что в деревянном ящичке с Urushi Vermillion не было никакой информации о головке, я-то ведь ожидал совершенно другого. Сказал же мудрец тебе, глупцу: не тешь себя надеждами! В боксе не было ни таблички с серийным номером, ни спецификаций, ни результатов тестирования – одним словом, ничего! Ноль, пшик, чистяк, пустышка. А я-то думал найти там что-то еще кроме головки, ждал фейерверка информации, танцующих девчонок, цирковых жонглеров… Но прочь сожаления – то был Koetsu. Магический, мистический дракон в стане головок звукоснимателя!

После установки картриджа меня ожидала еще одно легкое разочарование, на сей раз вызванное сдержанным и суховатым звучанием. Не то чтобы звук был плохим. Как раз наоборот. Известно, что любому компоненту необходим прогрев. “Она уступает даже моей Shelter” – такие мысли меня посещали, но я стоило ли ждать чуда от совершенно нового изделия через несколько минут после распаковки. “Терпение, Джерри, терпение», – говорил я себе. До критического прослушивания головка в течение приблизительно двух недель воспроизводила разную музыку в фоновом режиме. Это было верное решение.

Начав слушать Koetsu по завершении прогрева, я тотчас обратил внимание, насколько лучше Shelter она играет. И вообще играет лучше всего, что я слышал прежде!

Прошло совсем немного времени, и все появилось – и танцующие девчонки, и цирковые жонглеры, и, наконец, фантастические фейерверки во все небо. Очень легко изобретать аналогии этому звучанию, но гораздо сложнее точно описать его, разложить его по полочкам.

Звук Koetsu такой, словно ты присутствуешь при рождении своего первого ребенка.

Силясь передать кому-то другому свои ощущения от звучания, можно сутками рассказывать о нем, рассказывать хоть до посинения, но тебе не удастся ничего разъяснить, потому что на свет божий рождается твой, а не чей-либо еще ребенок. С одной стороны, это настоящее чудо, а с другой – результат кропотливой работы, тонкого расчета и мастерского исполнения. Пускай каждый решает, что к чему. Ну а для меня самое важное – это потрясающее музыкальное единение головки, проигрывателя и электроники. Ничего подобного раньше мне не доводилось испытывать.

Для меня как владельца головок Koetsu открылись несколько новых аспектов. Картридж весьма чувствителен к нагрузке. В моей системе оптимальным был импеданс 100 Ом. Добавь нагрузки, и более детальными, искрящими станут высокие, но пропадет ощущение совершенной гармонии. Я выяснил, что при 100 Ом звучание приобретает наилучший фокус, а музыкальная сцена – неразъемную цельность. Снижая нагрузку, теряешь контроль над басом. Я слышал, что некоторые устанавливают импеданс 50 Ом или около того, но не могу представить, что звук в этом случае будет хорошим, во всяком случае, меня не тянет на подобные эксперименты.

Бас Urushi

Звучание Urushi имеет свое лицо. Моя Shelter 90x демонстрирует более плотный и сфокусированный бас. В двух словах, бас Urushi чуточку теплее и менее реактивный. Я не говорю о недостатке баса. По басу Urushi не уступает некоторые другим головкам того же класса. Нижний регистр Shelter, Lyra, Air Tight, ZYX более импульсивный, чем у Urushi. Однако бас Urushi довольно глубокий, отлично контролируемый, хотя и чуть менее весомый и энергичный чем у других головок. В отношении баса меня не проведешь, к тому же сомневаюсь, что кто-то, перейдя с одной из вышеупомянутых головок на Koetsu, вообще найдет какие-то поводы для критики. В целом бас Koetsu детальный, хорошо интегрированный в общее звучание, точный.

Середина?

Верхний бас и середина – это область, где происходят самые важные музыкальные события, и тут Koetsu Urushi попросту разбивает другие головки в пух и прах! Только Koetsu способна создавать такой потрясающий эффект присутствия и пробуждая спящего внутри тебя музыканта, устанавливать особую эмоциональную коммуникацию. Слушая музыку, свободно текущую в трехмерном пространстве, я терял ощущение времени. Середина Urushi – это фантастика. Конечно, звучание в известной мере зависит от качества воспроизводимых записей.

Верхний регистр наполнен воздухом, фейерверком огней, мерцанием и тончайшими модуляциями, причем полностью отсутствуют нажим и утрирование. Всегда показательно, как передается звучание тарелок. Во время тестирования я обращаю внимание не только на искристость и мерцание звуковой текстуры, но и на плавность затиханий. Если головка может передать все это, то тебе нужно постараться так выстроить систему, чтобы и она тоже была на это способна. Это одна из сильных сторон Urushi Vermillion, которая транслирует красивый металлический шелест тарелок без простецкого шипения.

Koetsu – это настоящая машина времени.

Ощущение когерентности – одно из наиболее впечатляющих, которые я когда-либо испытывал при прослушивании картриджей. От нескольких человек я слышал о способности Urushi трансформировать время. Эта головка завораживает невероятной музыкальностью, и ты можешь долго слушать музыку, не ощущая усталости.

Koetsu делает то, что должны делать по-настоящему великие аудиокомпоненты: она вовлекает слушателя в музыкальную стихию столь искусно, что, думая послушать музыку минуту-другую, не замечаешь, как прошли три часа. В этом смысле Koetsu – это настоящая машина времени.
Линейка Urushi включает много разных отделок, и хотя эта не принадлежит к самым эффектным, ей никак не откажешь в эстетических достоинствах. Самые подходящие слова для определения звучания картриджа – красота и естественность. Если хотите ощутить сияющую красоту звучания головок с деревянным корпусом, послушайте Tsugaru или Wajima. Обе покрыты лаком Urushi: словно звезды на ночном небе, на черном лаковом фоне рассыпаны золотые блестки и крапинки. Из двух большее впечатление – по крайней мере, в эстетическом отношении – производит Tsugaru.

Koetsu Azule Platinum

Следующей я слушал Azule Platinum с корпусом из полудрагоценного камня с вариациями черного, светло серого и разными оттенками голубого. Головка выполнена из камня под названием дюмортерит (Dumortierite), разновидности кварца голубого цвета. Материал обладает изысканной текстурой. Если вам приятен голубой цвет, как мне, то понравится и этот камень, декоративность которого проявляется лучше всего при прямом освещении. Конечно, все это не является главным основанием для покупки компонента, но в этой ценовой категории внешний вид тоже имеет немалое значение. Нефрит (Jade) остается одним из самых красивых материалов, по крайней мере, на мой вкус. Странно, что единственное, чем спецификации разных головок Koetsu отличаются друг от друга, – это магнитная система, провод катушки и масса головки. Другие спецификации у них одинаковые. Такова уж воля
Фумихико Сугано.

Головка звукоснимателя Koetsu Azule Platinum

Что касается звучания, то Azule делает все, что и Urushi, только лучше.

Здесь также потребовалось терпение, чтобы выдержать период прогрева, потому что примерно первые 30 часов головка звучала резковато, порой даже жестко. Такова уж особенность картриджей Koetsu. После разминки и приработки вы ясно почувствуете высокую скорость звука, потрясающую способность подавать музыку сфокусировано, в совершенном балансе частей и целого во всем частотном диапазоне. В звучании Azule меньше индивидуальной специфики, звучание ближе к нейтральному. Высокие частоты чуточку более энергичные и воздушные. Некоторые звукосниматели предлагают солидный бас ценой ясности и отчетливости высоких. Azule со свойственной ей беспристрастностью не выделяет какую-либо частотную область за счет других.

Слушая “Odessa” Мартина Тильмана, не только ощущаешь обворожительную ясность отдельных нот виолончели, но и буквально видишь каждый волосок скользящего по струнам смычка. Это возможно благодаря соединению высокого звукового разрешения, нижайшего уровня фонового шума и широчайшего динамического диапазона.

Звучание Azule и других компонентов серии Platinum очень быстрое и тембрально точное.

Azule демонстрирует исключительную естественность среднего регистра, особенного при воспроизведении вокала. Как и в случае Urushi, середина является большим достоинством данной головки, как говорилось выше, не в ущерб другому. Средний регистр всегда был сильной стороной головок Koetsu – особенно явно это ощущается при прослушивании женского вокала. На пластинке “Columbus” Кристи Бэрона есть всего один трек, в котором воплощена совершенная музыкальная красота. Это чуть более медленная и менее яркая версия песни Дэвида Кросби, и голос Кристи властно берет тебя в плен. Никогда прежде я не испытывал такого чувства углубленной медитации, которое испытал с Azule. Кажется, что с этой головкой чувствуешь напряжение и расслабление, вибрацию голосовых связок певца. В “Somewhere Over the Rainbow” Евы Кассиди (моя любимая пластинка на протяжении долгого времени) переход от пения мягчайшим голосом и почти шепотом к пению ураганной силы в конце композиции Azule провела настолько искусно, что я реагировал на услышанное сначала всем своим нутром, а уж потом сознанием.

Меня совершенно обезоружил нижний регистр - большой, плотный, контролируемый и энергичный! Вот настоящее и неоспоримое преимущество перед головками Koetsu с деревянным телом и самариум-кобальтовым магнитом. Мне не попадалась головка, которая бы превосходила их по части баса, за исключением, возможно, гораздо более дорогой Koetsu Coralstone.

Koetsu Tiger Eye

Итак, я остался один на один с Koetsu Tiger Eye. Помню момент, когда я впервые услышал о ее появлении. Одно лишь поразило меня так же сильно, как звучание – это цена! О потрясающем звучании я слышал. Ну, думал я, за такие-то деньги самому Йосиаки Сугано впору явиться во плоти в моей комнате. К тому же внешне я не находил головку привлекательней Onyx или Jade. В голове просто не умещалась мысль о картридже за такую цену. Разрешить ситуацию смогло появление еще более дорогих Coralstone и Blue Lace: Tiger Eye вдруг стал восприниматься как довольно-таки демократичный картридж, ну а головки с корпусами из камня: Jade и Onyx – уж подавно, как чуть ли не ходовой товар.

Скажу вам, я так вымотался с этими каменными головками, что воспринял случившееся как игру не по правилам. Цены на эти головки действительно изнурили меня. Знаю, мне следовало бы лучше контролировать себя и не прибегать к подобным юношеским эскападам.
И вот однажды, шесть месяцев назад я осознал, что стал владельцем Koetsu Tiger Eye. Снова скажу: ннешний вид головка никогда меня не интересовал. Мне не нравилась в Tiger Eye сочетание коричневого с золотым. Другое дело – корпус, вырезанный из голубого бриллианта вроде Hope Diamond… Ну да ладно, я немного не в ладах с действительностью.

Головка звукоснимателя Koetsu Tiger Eye

Мерцающая красота звучания этого компонента изменила мое отношение к звуку вообще.

Какой звук? Постараюсь ответить максимально корректно: она не играет на 30 процентов лучше Azule. По правде сказать, она играет лишь немного лучше Azule, и, думаю, разница сродни скорее улучшениям в результате прогрева, чем улучшениям, вызванным изменениями в конструкции. Мои знания о Koetsu постоянно увеличиваются, я слушаю разные головки, немного разбираюсь в драгоценных камнях и минералах и могу утверждать что звучание «каменных» головок тонко варьируется вследствие индивидуальной текстуры камня. Вероятно, в малых пределах изменяется масса и плотность материала. Конечно, постигнутые мной нюансы весьма тонки и трудноуловимы (за исключением Coralstone), и при покупке головки человек обратит внимание, прежде всего, на декоративные достоинства того или иного камня.
Например, корпус Jade полупрозрачный, что очень красиво. Это может быть причиной повышенного внимания к этой модели.

Общеизвестно, что каменные корпуса головок Koetsu – одни из лучших на земле, поэтому вполне естественно, что выбор того или иного экземпляра может базироваться на эстетических качествах того или иного камня. Но это не значит, что Tiger Eye не оправдывает свою более высокую цену. Каждый принимает решение по своему разумению. Я чрезвычайно доволен Tiger Eye и буду слушать эту головку, пока вследствие досадной случайности не сломается иглодержатель. Слава богу, я обращаюсь с вещами аккуратно, так что, оставляю подобные гипотетические происшествия безымянному индивиду.

Сегодня головки Koetsu занимают места среди моих референсных компонентов, а головка Platinum с корпусом из камня заменила Urushi. Я, вероятно, придержу Urushi, не особо страдая от обладания двумя головками Koetsu. А там, глядишь, дойдет дело до экземпляра с телом из голубого или зеленого камня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий