вторник, 29 октября 2013 г.

Группа CAMEL, чья музыка граничит с волшебством...




CAMEL - Группа, чья музыка граничит с волшебством
Десятилетие 70-х дало жизнь многим гениальным группам и вывело к интеллектуальному слушателю десятки людей, ставших позже легендарными. Больше всех в этом благородном деле преуспел туманный Альбион. Позже, в 90-е, его, казалось бы, бесконечную шкатулку талантов похитят Шведы, но 70-е были временем расцвета и триумфа британского арт-рока.


Да, нелегко было в те времена пробиться к слушателю, ведь его уже покорили интеллектуальные и печально-красивые Genesis, авангардные и жесткие King Crimson, темные стороны души и человеческих отношений раскрывал, пожалуй, лучший поэт рок-музыки, Питер Хэммилл со своим Van Der Graaf Generator. К пику популярности подступали Yes, Ян Андерсон в Jethro Tull воплотил в себе облик настоящего менестреля рок-музыки, Gentle Giant создали собственный стиль сложнейшего прогрессива, a Renaissance продемонстрировали, что и в арт-роке женщина-вокалистка (Энни Хаслам) может быть очень даже к месту. И вот в 1973-м ценителям хорошей музыки был представлен LP группы, скоро ставшей фактически не менее значимой, чем стартовавшие до них именитые гиганты. {Хотя тут все относительно и упирается в дату стартового релиза, ведь свой первый концерт Camel дали еше 4 декабря 1971, разогревая публику перед Wishbone Ash.) Альбом так и назывался - "Camel".

Как и многие первенцы, пластинка, возможно, была не столь сильно и завершенно сыграна, как последующие "Mirage" {74} и целиком инстру-менхальный "Снежный Гусь" {"The Snow Goose", 75), но вдохновения музыкантам было не занимать. Тем более, что группа сразу нашла свой оригинальный почерк - это относительно мягкий, удивительно красивый, душевный, с примечательной игрой на гитаре Эндрю Латимера арт-рок. Кроме того, ребята уже на дебютнике использовали и орган с меллотроном, так что музыкальная полифония в лучшем духе тех лет была обеспечена. Как я уже писал выше, год для старта у музыкантов выдался очень насыщенный музыкальными шедеврами, постарались и культовые King Crimson ("Starless and..." и "Red"), и более классически ориентированные, мелодичные Genesis {"Selling England..."). Тем более нельзя не отметить оригинальность и смелость первой работы Кэмела. Она содержит как игровые, достаточно драйвовые номера, так и мягкие, красивые песни, показавшие, к какому стилю придет Верблюд в дальнейшем. Завершает его прекрасная, можно сказать, эпическая инструменталка "Arabaluba". Что же, начало хорошее! А продолжение и того лучше, в 74-м выходит "Mirage". На мой взгляд, это самый удачный из ранних альбомов Camel. Музыканты избавились от некоторой сыроватости первого диска и выложились на 100%. Несколько выбивается из обшей концепции альбома первая песня "Freefall", быстрая, не по-кэмеловски жесткая. Она гораздо ближе по структуре к дебюту группы, чем к более позднему мягкому творчеству. Зато после нее на слушателя накатывает могучая волна настоящего эльфийского (иначе и не скажешь!) арт-рока! Мягкий, печальный, проникновенный, он целиком погружает вас в сказочный, светлый, но грустный мир. Что ж еше, как не волшебства, требовать от песен с названиями "Nimrodel" и "White Rider"? Музыканты целиком оправдывают надежды, тут и флейта, и гитара Лати-мера, и проникновенное пение его же и Пита Барденса (в Camel того периода было фактически 2 вокалиста), и прекрасные ударные Энди Уорда. И, конечно, нельзя не отметить присутствие минимуга и меллотрона, уже ставших к тому времени классическими в арт-роке инструментов. Закрывает альбом длинная {почти 13 минут) и ставшая, пожалуй, наиболее известной песня Camel - "Lady Fantasy".

CAMEL - Группа, чья музыка граничит с волшебством
Несмотря на совершенно некоммерческую направленность, он достиг 149-го места в штатовских чартах журнала Billboard. Диск из категории "must have" для коллекции любого настоящего меломана, не пропустите его! Именно с лицевой картинкой "Миража" возникают ассоциации у любого, кто хоть раз видел упаковки сигарет Camel, столь похожи логотип сигарет-чиков и верблюд наших героев. Но никакого отношения к сигаретной индустрии музыканты не имеют, и противники курения могут слушать Мираж без угрызений совести.

Действительно уникальным в своем роде вышел альбом 1975-г - "The Snow Goose". Хотя, как мне кажется, эта пластинка несколько уступает предыдущему откровению. На этот раз музыканты представили концептуальную, но чисто инструментальную работу, в целом выдержанную в рамках прошлого диска. И хотя альбом стал "золотым", некое "эльфийское" волшебство, достигнув своего апогея на "Мираже", увы, здесь чуть-чуть отступило от талантливейших музыкантов... Ну ничего, ведь осталось человеческое волшебство. Так что диск вышел очень сильным, без самопародии, и звучит он свежо и привлекательно. Трудно выделить из 16 трэков альбома какой-то особенный, все веши очень взаимосвязаны и все по-своему хороши. На альбоме есть и флейта, и слайд-гитара Эндрю, и орган, и мини-муг {Питер Барденс). Продюсировал альбом небезызвестный Дэвид Хитчхок (Genesis, позже Маrillion).

"Гусь" достиг 22-го места в Английских музыкальных чартах. Несомненно, это одна из заметнейших артовых работ того года, да, пожалуй, и всех 70-х. После успеха "Снежного Гуся" музыканты постарались вернуться к временам "Миража", воплотив попытку в виде диска "Moonmadness" (76). Альбом снова получился достаточно удачным, а затем наступил 77-й, год последнего "настоящего" Саmel`ов-ского релиза - "Rain Dances". Из всех работ англичан он в наибольшей степени подвержен джазовому влиянию. Диск получился очень спокойный и достаточно фоновый, уже не обладавший волшебной притягательностью первых пластинок. Кстати, именно в этом году вместо ушедшего басиста Фергюсона пришел известнейший Ричард Синклер из Caravan. (Впоследствии ушедшего Пита Бар-денса так же заменят на Яна Шельха-аса из Caravan). А ушел Дуг Фергю-сон из Camel в 76-м, как раз из-за этого сознательно намеченного джазового крена. Так распался "золотой" состав, музыканты которого впервые встретились 20 сентября 1971 г. в Лондоне. Впрочем, отношения Латимера и Фергюсона явно не были столь напряженными, как впоследствии у первого с Энди Уордом. Эндрю играл на сольнике Фергюсона ("Headwaiter") и даже ездил с ним в маленькое турне 1978 г. по Голландии. К слову, Camel являются, пожалуй, одной из самых ярких и известных групп, очень близкой целому направлению (английского!) - арт-рока, носившего название "Canterbury". А уж "Rain Dances" - не что иное, как "Canterbury" и есть. (Сыграло присутствие басиста Caravan). Кроме выше упомянутых Caravan, наиболее маститыми представителями стиля можно назвать Hatfield С The North, National Health, Soft Machine. Для этих групп характерен мягкий звук, зачастую приджазованность, и, в целом, грустное настроение музыки.
После Rain Dances вышли альбомы "Breathless" (на нем появился саксофонист Мел Коллинз, до этого игравший в King Crimson, да и просто известнейший сессионшик, сыгравший как минимум с половиной групп 70-х) и "I can see your house from here", содержащие no несколько отличных трэков, а в целом это ненавязчивая артовая попса, говоря честно. Но, как мы все (надеюсь) знаем, поп-музыка {ах, как испорчено это слово т.н. эс~-радой!}, подобная этой, заслуживав" большего уважения, чем вторичные потуги многих современных групп, откровенно и бездушно передираюших у "ветеранов". Впрочем, это лирика, а 80-е, как и у большинства групп, были кризисным периодом. Менялся состав, пластинки выходили одна слабее другой. Еще в 78-м Camel покинул Барденс, а четырьмя годами позже это сделал и Энди Уорд. У последнего в то время были проблемы с алкоголем, что по ряду причин не было известно общественности вплоть до интервью, данного им в 1991 г. И если с Питером Барденсом Латимер даже имел общие творческие проекты, как, например, на сольнике оного "Big sky 195, бэк вокал), то с Уордом это, увы, вряд ли возможно. И так бы и осталась группа легендой первой половины 70-х, если бы не чудесные альбомы, выпушенные после долгого перерыва в 90-е. Первый из них, "Dust С Dreams" (91), вышел уже на вышеупомянутой Camel Productions. Грустный и вдумчивый, он снова напомнил о Camel как об отличной проговой группе. Единственное, что несколько портит диск, так это налет некого "флойдизма" в музыке и кажущийся поначалу несколько "застоявшимся" вокал Латимера. Более того, и манера пения сначала напоминает оную у Д. Гилмора. Но вторая часть DCD вызывает только положительные чувства и мысли о том, что у Энди еще огромный творческий и духовный потенциал.. В 1992 Camel совершили мировое турне, посвященное 20-летию группы, кстати, одно из самых успешных за всю историю, чтобы потом снова замолчать на несколько лет. И, наконец, работа, ни в чем не уступающая первым замечательным пластинкам - "Harbour of Tears" ("Гавань Слез"), а на дворе 1996 г. С яркими налетами родного фолка, душевный и красивый, альбом, посвященный ирландским корням Эндрю, полный грустных историй, к сожалению, был выпущен просто непозволительно мизерным тиражом, из-за чего у нас его фактически невозможно купить, хотя и были его последующие переиздания. В принципе, это и не удивительно, ведь ценителей настоящей музыки очень мало, как это не прискорбно сознавать. На альбоме числятся клавишник Мики Симмондз (ex-Fish) и певица Мэй МакКенна. Основные достоинства альбомов Camel - их искренность, доброта и настоящая, щемящая грусть (ко и по всему миру, а возможно, и по Эльфам, уплывшим в Море, к своей Гавани Слез), удачно выраженные, без липкой навязчивости и с неподдельной теплотой. Не ждите от них закрученной техники и безумно завернутых композиций, их сила не в этом... Не ждите с каждым новым альбомом сногсшибательных проговых находок и блестящих нововведений (это не прогметалл, которому не выжить без этого), есть такие музыканты и группы, от которых ждешь, что бы они оставались просто собой, и просто творили, ибо их музыка сама по себе - находка, и не для некой стилевой отвлеченности, а для души человека. Огромное удовольствие от творчества Camel получат те, кто не ищет в музыке рационального, тот, кому нужны истинная красота, эмоции и, возможно, немного настоящего волшебства...

И вот в конце октября на прилавках появился новый альбом 99 года "Rajaz". В группе: Эндрю Латимер {само собой), Колин Басе (бас, регулярно "светится" в составе Camel с 1979 г., но на альбоме "Stationary Traveler" (84) он был заменен на Дэвида Патона {ex-The Alan Parsons Project, позднее Fish}}, Дэйв Стюар" (ударные}, Тон Шерпенцель {клавишные}. Что можно сказать о релизе? Замечательный, грустный "фирменный" Camel, еше ярче стали красивые соло Латимера, еше взрослее и вдумчивее музыка, в нескольких вешах заметно легкое прикосновение к восточной мелодике. Общая продолжительность "Rajaz" - около 60 минут. На обложку вернулись верблюды, целый караван, идущий по пустыне. И хотя "Гавань Слез" - все же более яркий по эмоциональности диск, но и "Rajaz" без сомнений получает высший балл! Не теряйте время, скорее приобретайте и наслаждайтесь им, а помимо чудесной новинки в нашем распоряжении множество дисков прошлых лет, не устаревающих и не становящихся ветхими и неактуальными с годами, как бывает только с настоящим искусством.

Дискография

  • Canel (Canel Productions, далее везде СР)
  • Mirage
  • The Snow Goose
  • Moonnadness
  • Raindances
  • A Live record
  • Breathless
  • I can see Your House from Here
  • Nude
  • The Single Factor
  • Stationary Traveller
  • Pressure Points (live)
  • Dust and Dreans CP
  •  Live On the Road '72 CP
  • Never Let Go (live) CP
  • Canel on the road 1981 (live) CP
  • Canel On The Road 1982 (live) CP
  • Harbour of tears CP
  • Coming of Age (live) CP (99) Rajaz CP
По материалам  журнала ALIVE 1999

Комментариев нет:

Отправить комментарий