четверг, 14 февраля 2013 г.

Некоторые размышления по поводу поиска звука...

Занимаясь много  лет домашними музыкальными системами, профессиональной акустикой для концертов и впоследствии домашними кинотеатрами, открыл для себя поразительную закономерность. Не взирая, на конечную стоимость комплектов аппаратуры, которая может колебаться от двух - трех до сотен тысяч долларов и именитость брендов, похвастаться натуральностью звучания может разве что каждая двадцатая.

Данный факт был заметен практически всеми, кто прослушивал эти системы вместе со мной и без меня. Эпитеты у людей были разными, но с общим знаменателем - (В системе что – то не то и хочется это непонятное чем – то заменить). Владельцы систем чувствовали то же самое. Как же так?

 После угасшей эйфории, по поводу приобретения «самого лучшего в мире» транзисторного усилителя по версии издания «Стерео и Видео» или по другим музыкальным изданиям и «самых музыкальных колонок», в музыкальном – салоне… владелец начинал замечать, что написанное в авторитетном журнале и рассказанное менеджером магазина, не очень то совпадает с тем, что он ожидал получить.

Начинался бесконечный цикл по замене кабелей, подставок для аппаратуры,  заказа всевозможных мраморных плит, конусов для развязки и тому подобного. (Знакомая ситуация, не правда ли?) Когда это не особо помогало… в ход шла «тяжелая артиллерия» - то есть «самый лучший в мире» усилитель задвигался в угол, а на его место ставился купленный впятеро дороже «самый ЛУЧШИЙ ламповый».

После двух – трех месяцев прослушивания, та же участь постигала «самые музыкальные колонки» и на их место водружались две гробообразные двух метровые конструкции, сверкающие рояльным лаком и стоящие как новый Мерседес.

На некоторое время владелец успокаивался. Вот оно – совершенство теперь у него дома!
Показав сие чудо своим друзьям, заставив их послушать все свои любимые песни  и изрядно подпортив отношения с женой из за превращения любимой гостиной в склад громоздкой аппаратуры, владелец случайно попадал к бородатому Кулибину в неприметную квартиру на окраине…

Тут у него случался шок. Как же так? Очередные вопросы....Его любимый компакт со Стингом  или Лунная Соната здесь, в этом сплошном «самопале» и «винтаже» играли так, что у него мурашки бежали по коже… Как такое может быть?

… Аппаратура в несколько десятков тысяч долларов дома в гостиной «вчистую» проиграла этому непонятному набору из торчащих проводов и древнего вида динамиков…

Поговорив с Кулибиным, владелец  системы впервые начинал прозревать.  Оказывается он - если перевести его историю на автомобильный лад - пошел следующим путем: Начитавшись хвалебных отзывов,  он купил мотор от Мерседеса, коробку от нисана, салон от Крайслера - а кузов от Порше. И решил сам собрать машину. В результате машину он собрал, но ездить на ней нельзя, либо можно, но только по полигону на скорости 10 километров в час…

Тут у него наступало первое разочарование всей этой аппаратурой, затраченными на нее деньгами и собственным временем.

Звучание не нравится, как быть?

 Пути выхода из этой ситуации обычно три:
 

  • Оставить все как есть, использовать дорогостоящую технику как красивый аксессуар гостиной и слушать на ней музыку время от времени, с досадой вспоминая эту злосчастную квартиру с бородатым мужиком, разрушившими нафантазированную музыкальную идиллию. 
  • «Упереться рогом» - начитаться интернет форумов и продолжить бесконечную гонку по замене компонентов,  с целью достичь недостижимого - похожего на однажды услышанное у Кулибина.
  • Попросить Кулибина посмотреть на технику и что - нибудь с ней сделать, желательно без грандиозных денежных трат…Третий способ: как правило, оказывается наиболее экономичным и эффективным.
В процессе ревизии сверкающих лаком и хромом ящиков выясняется, что купленный второй раз ламповый усилитель сам по себе очень хорош, но он нормально работает он только с высокочувствительными акустическими системами. И эти два «гроба» именуемые колонками с десятком динамиков в каждой, сами по себе тоже хороши, но никак к этому усилителю не подходят, и ни какими кабелями, даже супер - дорогими это не исправляется.

 Тут возникает дилемма, или заменять усилитель, или колонки. Так как колонки вносят наибольшее значение в звук, принимается решение подобрать к усилителю именно их. Усилитель кидается в багажник автомобиля и делается объезд нескольких мест сосредоточения высокочувствительных колонок: салонов, таких же Кулибиных.

И… Вау! Вот оно! Те же мурашки на коже от любимых музыкальных произведений… Нашлись! Именно звучащие, а не сверкающие лаком. Стоят они в четыре раза меньше, и бренд какой – то непонятный, но они ИГРАЮТ… и это факт.

После такого, владелец уже более разумно подходит к совершенствованию своей системы. Каждый новый элемент перед покупкой он слушает и желательно в собственном доме. Подобный путь проходят практически все, кто решился на создание  хорошо играющей системы.

Чтобы уберечь потенциальных владельцев хорошего звука от необдуманных трат и разочарований,  могу посоветовать обращаться не к менеджерам салонов хай - энда и хвалебным отзывам глянцевых журналов… А к таким вот «кулибиным», профессионалам акустикам - занимающимся концертной аппаратурой, и просто увлеченным меломанам, которые уже прошли этот путь и могут правильно подсказать, что «не все то золото, что блестит».

 Я встречал людей, которые меняли абсолютно все компоненты  по 10 раз, перед тем, как приходили к приемлемому для их слуха варианту. При этом средства, затраченные на подобный подбор, впятеро превышали стоимость конечной системы, и не редко были сопоставимы со стоимостью хорошей квартиры.

Вопрос – зачем это нужно? Для того - чтобы обогатить дилеров определенных марок аппаратуры?..(Продать купленное оборудование, можно только затратив большие усилия, время и максимум в треть первоначальной стоимости). 

 Производители элитной техники и соревнуются: у кого мощнее трансформатор, у кого больше полос в колонках или у кого толще передняя панель из алюминия. Такие понятия как мощность, полоса частот, искажения… это все качеству звучания имеет очень отдаленное отношение. Они отвлекают  людей от сути звука, и уводят внимание в цифры…

… Звук нельзя пощупать и измерить, он сугубо индивидуален. Все основывается на двух простых словах «нравится» и «не нравится».

  Прозрачность звучания подменяется искажениями 0,0000%, Звук голоса Паваротти, вызывающего мурашки на коже, подменяется полосой частот, энергетика рока, когда хочется громко орать,  подменяется мощностью…  чем больше – тем лучше.

(Есть понятия: увлекло или нет, хочется сделать громче или хочется выключить и никогда больше не включать.  На них то и нужно обращать внимание, а не на цифры).

Фирмы зачастую выпускают изделия, хорошо стыкующиеся друг с другом, но плохо работающие с изделиями конкурирующих марок. Это делается намеренно, для того, чтобы люди покупали один единственный бренд. Практика порочная, но действенная. 

 В столь интимном деле, как прослушивание музыки, в большинстве своем связанной с лучшими моментами жизни, нельзя делать ошибок… Здесь нужно знать, что любит слушать будущий обладатель системы. Бывает ли он в консерватории или на концертах живых исполнителей, ходит ли в клубы на модные тусовки ди-джеев. Ходит ли слушать церковный хор, приглашает ли на свои юбилеи артистов - поющих вживую, спросить, какие песни больше всего трогают его душу…

Делитесь своими историями и впечатлениями. Давайте вместе поразмышляем на эту тему....

1 комментарий:

  1. Супер статейка.
    Все основывается на двух простых словах «нравится» и «не нравится».+10000

    ОтветитьУдалить