четверг, 27 декабря 2012 г.

Спасут ли этот мир виниловые проигрыватели?




“У меня есть тоже патефончик. Только я его не завожу, потому что он меня прикончит – я с ума от музыки схожу”, – пел когда-то Утесов… Слова этого бессмертного ретро-шлягера удивительным образом не утратили актуальности и в нынешнюю”эру цифрового звука”. Завести себе виниловый проигрыватель отваживаются только самые безбашенные и “повернутые на звуке” меломаны и аудиофилы. “Повернутые и богатые…”, – добавит кто-то. Что касается последнего, то это – достаточное, но вовсе не необходимое условие.

Сегодня “винилокрут” уверенного среднего класса из серии “все включено” по своей стоимости вполне сопоставим с iPhone’ном. Но встречаются и гораздо более дорогие экспонаты аудиотехники.

Виниловый проигрывательКлассика рулит

Удивительно, но желающих пригубить дикий мед аналогового звука становится все больше. Продажи грампластинок в Европе и Америке интенсивно растут. В столичных магазинах, предлагающих винил, полно покупателей, несмотря на кризис. А в Москве готовится премьера выставки Moscow Hi-End Show 2012 c акцентом на стерео и проигрыватели винила в качестве источников звука.

И это – несмотря на расцвет сетевого аудио и стремительно набирающих популярность внешних модулях ЦАП (как, например, AudioLab M-DAC, о котором мы писали недавно в собственном обзоре). Действительно, в эру iTunes, карманных mp3-плееров, хрипящих динамиков ноутбуков и пластмассовых компьютерных колонок, прослушивание виниловых записей приобрело особый аристократический статус. В итоге, меломан, желающий отстроиться от массовой медиа-поп-культуры, подчеркнуть свою причастность к миру “Высокого Звука”, и услышать ушами, умом и сердцем “то, что хотел сказать Автор” приобретает проигрыватель виниловых дисков Hi-End класса.

Время, пространство, звук и сознание

Виниловый проигрыватель – это как стильные механические часы на руке. Да, их нужно заводить, бережно с ними обращаться, и они не обладают той запредельной “цифровой” точностью… Но что-то в них есть совсем другое. Круглый циферблат, стрелки разной длинны и их мерное, перемещения дают иное ощущение времени – его плавного, непрерывного течения. Сознание словно сливается с пульсацией маятника (или анкерного механизма), и подсознательно отождествляется с ним – возникает внутреннее чувство ритма, темпа, скорости движения…

Обратите внимание, наручные механические часы, очень часто выбирают пунктуальные и уверенные в себе люди, для которых пунктуальность является одним из ключей к достижению успеха. Да, электронные часы тоже дают информацию о времени, причем гораздо более точную. Однако сознанию (или скорее даже подсознанию) труднее “приноровиться” к цифровой пульсации – данные считываются лишь на уровне “ознакомительной информации”. С другой стороны, классические часы не только сообщают нам время, но и механически “заводят” нас на свой ритм. Их мерное “тик-так”, движущиеся шестеренки и равномерное перемещение стрелок предельно легко постижимо сознанием. Вернее, нашему сознанию проще отождествиться с маятниковым процессом, чтобы внутренне подхватить ритм “60 ударов в минуту” и вжиться в него. Спросите музыканта, исполняющего классическую музыку, какой метроном ему больше нравится. Большинство ответят, что используют обычный механический заводной метроном с маятником. Да, он и капризней, и больше, и тяжелее, и дороже метронома электронного… Но, удивительное дело, исполнять произведение, думать о нем и одновременно “держать ритм”, задаваемый механическим метрономом, почему-то гораздо легче, нежели под метроном цифровой (даже если подключить его к аудиосистеме). А если пытаться умом ловить цифровой метроном и подстраиваться под него, то как-то сразу забываешь о музыке…

Быть может, все дело в том, что механический метроном гораздо проще воспринять как ЖИВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, прочувствовать его партию и играть с ним в одном ритме, в одном ансамбле. В то же время цифровой метроном воспринимается более навязчиво и агрессивно, он как будто бы диктует темп, а не ведет за собой – в исполнение появляется напряжение, оно становится более “рафинированным” и даже “мертвым”. В общем, да, чудные люди, эти музыканты… И меломаны туда же!

Опять же, спросите пианиста, на чем ему легче и приятней играть и долгими часами разбирать новые произведения и оттачивать их исполнение – на цифровом фортепиано или хорошо настроенном “живом” рояле. Ответ очевиден. Не верите, попробуйте сами. Струны, молоточки, механизм клавиатуры рояля — всё это гораздо легче “прочувствовать нутром”, а значит, более глубоко погрузиться сознанием в процесс живой игры, ощущая естественную связь с инструментом.

А итог всех этих длинных “еретических” философствований следующий – нашему сознанию гораздо приятнее “въезжать” в плавные, гармонические, механические музыкальные процессы (нежели в процессы дискретной “цифровой” природы) – на это требуется меньше затрат душевной энергии.

Килогерцы, биты / LP vs CD

Очень часто вопрос сравнения качества звучания цифрового источника (например, CD-плеера или сетевого медиацентра) и аналогового (коим является проигрыватель виниловых дисков) сводят к рассуждению о частотах/битностях квантования и их достаточности/ недостаточности для описания звукового сигнала.

Вообще, цифровой звук, при всех известных своих удобствах, поставил перед создателями аудиоаппаратуры очень сложную задачу – буквально “возродить из пепла” и реанимировать то, что некогда было живым звуком. Причем вопрос повышения частоты дискретизации и разрядности квантования не всегда приводит к положительному результату. Куда важнее, соединить “версты” цифрововых данных наиболее плавной кривой. Разработано множество способов и алгоритмов, как это лучше сделать. Кроме того, для оперирования большим объемом цифровых данных требуются большие мощности / точности вычислений, лучший контроль за корректностью выполнения операций и т.д. Так например, многие ЦАПы (устройства, выполняют преобразование цифровых данных в аналоговый сигнал – по сути, сердце любой цифровой аудиосистемы) формально поддерживающие работу на высоких частотах (192 кГц), тем не менее лучше (естественней, приятней) звучат при работе в более низкочастотных режимах. В общем, та еще алхимия…

В случае использования виниловой вертушки вся эта “хиромантия” просто не нужна – требуется просто усилить сигнал. Однако у винила – “свои приколы”, но уже механического толка. Игла должна точно следовать всем изгибам звуковой дорожки. От стола требуется максимум устойчивости и неподверженности вибрациям. От диска – стабильная скорость вращения. Виниловый проигрыватель, в котором успешно решены эти (и многие другие) проблемы являет из себя довольно сложное механико-электрическое устройство. Поэтому он и может стоить как швейцарские часы.

Итак, что же все-таки лучше звучит CD-плеер или проигрыватель виниловых дисков? Это зависит от “классности” сравниваемых устройств. Если в CD-проигрывателе (или медиацентре на основе жесткого диска) успешно решены все проблемы, связанные с “оживлением” цифровых данных (при наличии качественных цифровых треков) – звук будет приятным, естественным, открытым, очень детальным и при этом достаточно неутомительным и комфортным для восприятия. Но, все-таки, не “виниловым”. А если мы возьмем референсный проигрыватель виниловых дисков, например германской фирмы TW Acustic, все механические и электрические элементы которого идеально настроены и согласованы друг с другом – звук будет чуть менее “обостренным” в области высоких частот, но при этом более нежным, струящимся, проникновенным, трогательным, теплым и очень комфортным. С легкими потрескиваниями, конечно же. К слову сказать, совсем не отвлекающими от музыки. Наоборот. Для многих поклонников винила такое ласкающее душу потрескивание — словно легкий полупрозрачный покров на стане прелестницы — весьма интригует, особенно от осознания возможности его смахнуть… Точно так, как и во время прослушивания музыки на живом концерте, различные (умеренные) призвуки в зрительном зале только добавляют “эффекта присутствия”.

Конечно же, цифровая аппаратура неустанно и очень быстро совершенствуется. Уже сейчас сочетание аудиофайла 96 кГц / 24 бит с высококлассным ЦАП дает поистине “аналоговый” результат. Но… Несмотря на прогресс технологий книга всегда будет оставаться книгой, часы – часами, а потрескиванием виниловых пластинок будут наслаждаться и наслаждаться знатоки и неустрашимые ретроромантики …

Комментариев нет:

Отправить комментарий