вторник, 28 августа 2012 г.

Почему же они вертятся?

Почему умирает компакт диск? Почему не получили широкого 
распространения SACD и DVD-Audio? И почему винил все еще 
жив и получает второе рождение?

“Смерть” или полусмерть компакт диска наступила благодаря распространению 
записей при помощи Интернета. Легальному и нелегальному, хотя те, кто 
распространяет записи бескорыстно, действуют, может быть, и аморально - но с 
точки зрения уголовного права не преступники. И дело тут даже не в “ай-подлых” 
детишках в капюшончиках с эм-пи-три файлами - сегодня можно скачать 
практически любой коммерческий компактдиск в его изначальном, то есть 
несжатом виде. Это просто удобно - хранить музыку на жестких дисках: нет 
необходимости захламлять жилище пыльными коробками с “сидишками” и 
разводить в них пыль...
А современные алгоритмы сжатия звукоданных без потерь - такие, как Monkey Audio 
(файлы с расширением “ape”), WavePack (расширение “wm”) и FLAC (расширение “flac”), - 
позволяют сохранить место на жестком диске.
Алгоритмы, названия которых перечислены выше, используют щадящие способы
сжатия звукоданных: они не подвергаются пересчету с представлением их с меньшей
разрядностью, не урезается и частота дискретизации - вместо этого стереофайлы
пытаются представить как моно с добавлением информации для восстановления
стереоформата на этапе декодирования; в худшем случае мы можем получить
несколько “растянутое стерео” - но ведь на свете много людей, слышащих всего
одним-единственным ухом (например, Пол Стэнли), для которых намного важнее
точность передачи звучания инструментов и голосов, а пространственные
характеристики записи  дело десятое.
Вся полезная информация, включая сжатие по методу HDCD, при использовании
всех трех алгоритмов полностью сохраняется. Единственное, что способно повлиять
на качество  звучания при воспроизведении таких файлов, - это скорость их
декодирования; чем она выше, тем меньше временные искажения. Если задействован
слабый одноядерный процессор, то звучание при воспроизведении этих файлов
может огрубляться и терять плотность звука, однако при их декодировании силами
любого современного двухъядерного процессора скорость достаточна для того,
чтобы временные искажения оставались незаметными на слух по сравнению с
воспроизведением этих же записей в несжатом виде. Чем мощнее процессор -
тем точнее и лучше звучание.
Эффективность работы всех трех архиваторов примерно одинакова - а различия
между ними лежат в коммерческой плоскости: если FLAC бесплатен для всех, то
Monkey Audio и WavePack бесплатны только для пользующихся ими граждан, а
производители электронного оборудования, способного декодировать эти файлы,
должны платить их разработчикам лицензионные отчисления. Таким образом,
компакт диски сегодня интересны только коллекционерам....
SACD формат ущербен, прежде всего, благодаря своей вторичности: новых
записей выходит очень мало, а переиздания старых альбомов почти
бессмысленны – ведь на оригинальных грампластинках они звучат лучше.
В Интернете очень популярны перезаписи с грампластинок, вы полненные в
домашних условиях при помощи высококлассных проигрывателей и
звукоснимателей.
Некоторые даже покупают вместо качественных звуковых карт, работающих с 
ИКМ-звукоданными (ИКМ – импульсно-кодовая модуляция - наиболее
распространена при оцифровке звука со времен появления цифровой
звукозаписи в начале 70-х), ШИМ-рекордеры (представление звукоданных с
широтно-импульсной модуляцией - ШИМ - получило распространение в 90-е
годы благодаря засилию “однобитовых” АЦП и ЦАП, которые работают со
 звукоданными в таком виде на стадиях преобразования) для записи SACD -
чтобы переписывать грампластинки. Но вот что любопытно - в процессе
обсуждения такой деятельности почти все новоиспеченные владельцы 
ШИМ-рекордеров приходят к одному и тому же выводу: оригинальные
аналоговые записи на “вертушках” звучат все равно лучше, чем то, что они
сотворили при помощи ШИМ-рекордеров. И вот эти люди начинают, наконец,
 уделять полное внимание проигрывателям винила - и собирать грампластинки,
что бы слушать их в первозданном виде.
Совсем иначе обстоит дело с записями в формате DVD-Audio: алгоритм MLP
сжимает данные с их деградацией - представлением с меньшей длиной слова
и частотой дискретизации, - то есть является частотно-динамическим
 компрессором-экспандером... Поэтому большинство записей на DVD-Audio
 если и звучат интереснее, чем на CD-изданиях, то только благодаря иной
 звукорежиссуре и (или) “многоканальности”.
И опять “ослик бегает по кругу” - зачем переписывать грампластинки, да еще
и тратить время для их перевода в ШИМ-форму и обратно в ИКМ?
Получается, что цифровых форматов развелось слишком много - не предоставляя
людям ни  нового качества звука, ни дополнительных потребительских удобств,
они только разоряют потребителя: ему приходится оплачивать все новые
лицензионные поборы при покупке мультиформатного проигрывателя.
Получается, что аллегорическая пушка предназначена для проделывания дыр в
наших с вами карманах.
Смотрите - в истории грамзаписи были две революции: первая, качественная,
произошла в 40-е годы прошлого века с изобретением долгоиграющих
грампластинок; вторая - потребительская - случилась с появлением компакт-диска,
когда люди проголосовали деньгами за удобство использования даже в ущерб
качеству звука. А что предлагают SACD и DVD-Audio? Ничего нового...
А что же взамен?  Многие серьезные музыканты заявляют, что цифровая запись
звука только для того и пригодна, чтобы массово распространять новые альбомы
через Интернет - с целью заманивания публики на концерты, а взыскательным
слушателям лучше покупать их альбомы на грампластинках. Они не желают
связываться ни с SACD, ни с DVD-Audio – и предлагают гурманам звука старый
добрый “винил”.
Вот мы и подошли к главному: продажи грампластинок неуклонно растут, а
проигрыватели, звукосниматели, тонармы и фонокорректоры обсуждают в
Интернете даже очень молодые люди. И активно ими пользуются. Не исключено,
что через несколько лет грампластинки станут единственным источником
качественного звука в домах людей по всему миру, а цифровые записи будут
слушать исключительно в дороге и на прогулках – при помощи плеерочков и
автоаудиосистем.

По материалам статьи Романа Пашарина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий