четверг, 31 мая 2012 г.

Оцифровка винила. Продолжение.

У современных полупрофессиональных аудиокарт со временем задержки (по-англ. latency) проблем, как правило, не возникает. Имеется в виду задержка цифрового потока между вводом и передачей сигнала на носитель. Тем не менее у тех, кто только начинает заниматься оцифровкой, частенько происходит неприятное явление - в уже оцифрованном материале прослушиваются щелчки или выпадения звука. Виновата в этом общая задержка системы, возникающая в компьютере, причём она практически не связана с мощностью процессора, объёмом памяти и прочими показателями «крутизны». Чаще всего причина кроется в несовершенных, «кривых» драйверах как самой звуковой карты, так и любых других устройств, например, сетевых адаптеров, интегрированных аудиоинтерфейсов на материнской плате, любых карт расширения и т.д. Понять, в чём дело, поможет бесплатная утилита DPC Latency Checker. Скачать её можно здесь: http://www.thesycon.de/deu/latency_check.shtml.

Нормальный уровень общей задержки - до 500 мкс, до 1000 мкс - приемлемый, выше - в системе есть серьёзные проблемы, которые делают невозможным непрерывное потоковое воспроизведение и запись звука (и видео тоже). Разработчики программы предлагают в этом случае открыть диспетчер устройств и поочередно отключать те из них, что могут вызывать задержки. Когда виновник обнаружен, следует переустановить драйверы, а если есть возможность - отключить этот модуль. Иногда помогает удаление из памяти резидентных программ, без которых можно обойтись, и отключение ненужных служб Windows. Также следует запретить антивирусной программе проводить проверки в фоновом режиме.

С какой разрядностью и частотой сэмплирования проводить оцифровку? Вопрос непростой. Большинство ЦАПов и АЦП обеспечивают наилучшее качество звука на своей максимальной рабочей частоте - это, кстати, одна из причин, чем плохи карты, способные реально работать на меньшей частоте, чем позволяет их ЦАП. Наименьший ущерб при изменении частоты сэмплирования - при кратном преобразовании. Если вы собираетесь хранить оцифрованные записи в формате CD-Audio, то есть 16 бит/44,1 кГц, то черновую оцифровку следует проводить в 24 бита/88,2 кГц. Но - только при условии, что предполагается редактирование записи - удаление шумов и т.д. Если есть намерение сохранить «всё как есть», то оцифровывать следует в том формате, в котором вы собираетесь это слушать. Чем меньше вмешательство в сигнал в цифровой форме - тем лучше, тем больше естественности и жизни сохранится в звуке.

 Тем не менее само качество старой аналоговой записи может быть настолько низким, что редактирование неизбежно. В этом случае оцифровку следует проводить в формате 24 бита/192 или 96 кГц в зависимости от возможностей аудиокарты, затем редактировать и уже после этого переводить «мастер» в предполагаемый формат прослушивания, то есть делать даунсэмплинг. Операция, кстати, весьма критичная для звука, поэтому советую проводить её не в аудиоредакторе, а в специальной программе, например, Voxengo r8brain PRO. Есть ещё Weiss Saracon, но она очень дорогая, впрочем, и возможности программы несравнимо шире. При желании в Сети можно найти бесплатные версии обеих программ - по крайней мере, чтобы попробовать и решить, стоит ли тратить на них деньги.

 Что касается редактирования, то тема эта совершенно неисчерпаема — на неё не хватит даже одной отдельной публикации. На данный момент существует несколько десятков звуковых редакторов, как именитых фирм, так и малоизвестных. Программы первых отличаются более качественными алгоритмами преобразования звука, большим разнообразием подключаемых модулей, более широкими возможностями редактирования. Из них и следует выбирать, исходя из удобства пользования интерфейса и субъективных соображений. Лучше установить несколько звуковых редакторов и работать с ними параллельно.

 Рассмотрим более детально некоторые самые распространенные пакеты.
Adobe Audition - один из самых хороших звуковых редакторов. Тут находится наиболее полный арсенал средств шумопонижения. Adobe Audition выполняет обработку звука в реальном времени, имеет все необходимые функции редактирования и сведения аудио. Имеет очень удобный интерфейс, обладает прекрасными инструментами для редактирования и конвертирования аудио. Поддерживает DX/VST плагины, поддерживает большое число аудио форматов, пакетный режим конвертирования аудио. Имеет встроенный анализатор спектра и фазы, тон-генератор, научные фильтры, позволяет "рисовать" сигнал и многое другое. Работает с файлами до 192 KHz / 32 bit.
Sony Sound Forge - мощнейшая звуковая студия, конкурент Adobe Audition. Редактор поддерживает около двух десятков различных форматов. Исходный файл в процессе обработки не меняется, все операции осуществляются над его копией, хранящейся в оперативной памяти или во временных файлах. В пакете реализована возможность бесконечной отмены/повторения произведённых операций. Есть возможность пополнять функции базового пакета, устанавливая модули расширения, которые систематически обновляются как самой Sonic Foundry, так и другими разработчиками. К достоинствам пакета можно отнести конвейерную эффект- обработку, широкие возможности синтеза звука, мощный редактор сэмплов, функции восстановления аудио и прочие возможности.
Steinberg WaveLab - мультитрековый звуковой редактор для профессионального мастеринга, редактирования записей высокого разрешения. Хорош для восстановления фонограмм и полного цикла DVD-Audio производства. Программа обладает широким набором возможностей для обработки звука. Позволяет оцифровку, редактирование и мастеринг до 8-ми каналов. Редактор поддерживает формат данных 32 бит с плавающей точкой до 384 кГц. Пакет укомплектован качественными EQ, эффектами динамической обработки звука и мощными средствами восстановления фонограмм.
До недавнего времени производители звуковых редакторов включали в их состав минимальный пакет обработок для реставрации (шумопонижения, удаления наиболее распространенных импульсных помех, наводок). Применение систем подключаемых программных модулей (plug-ins) дало толчок развитию VST, DirectX технологий и их интеграции в звуковые редакторы. Появилось множество пакетов подключаемых модулей для шумопонижения. Как правило, такой пакет комплектуется модулями для удаления крупных и мелких щелчков и тресков (De-clicker, De-crackler) и модулем понижения фонового шума (De-noiser). Иногда, пакет содержит фильтры сетевых наводок и подавитель высокочастотных шумов.
Sonic Foundry Noise Reduction DirectX plug-in имеет подавитель щелчков и тресков, модуль подавления широкополосного фонового шума, фильтр для реставрации виниловых записей, и модуль восстановления искажений, возникших в результате оцифровки и обработках.
Пакет от Waves комплектуется модулем подавления щелчков и тресков модулем подавления фонового шума, и фильтром для подавления сетевых наводок. 
 Единственное, что могу посоветовать - быть крайне острожным при манипуляциях в цифровой сфере и не удалять оригинал, пока не убедились, что добились оптимального результата.

Комментариев нет:

Отправить комментарий