четверг, 31 мая 2012 г.

Оцифровка винила. Первое знакомство.

Прогресс в аудиотехнике работает в «челночном режиме»: сначала - резкий рывок вперёд, потом - ностальгическое возвращение назад. «Что имеем, не храним, потерявши плачем» - таково свойство человеческой натуры, и проявляется оно отнюдь не только в отношении к музыкальной технике. К музыкальным записям это тоже имеет непосредственное отношение. Проблема сохранности музыкальных записей очень важна и актуальна в мире. Может быть по этому то и растет число людей с удовольствием занимающихся оцифровкой винила. Люди пытаются сохранить редчайшие записи, которые производились на мелких региональных студиях, большинство которых прекратило свое существование, а оригиналы на плёнках, очевидно, утеряны навсегда. А может есть и еще причины для оцифровки и хранения записей, чисто культурная подоплека, иногда коммерческие выгоды, а иногда людьми движет вообще любопытство.

Оцифровка - единственный способ сохранить эти ценные, с точки зрения искусствоведов и музыкантов, записи. Грампластинка может выступить очень не плохим исходным материалом для оцифровки. Как легко догадаться, в наибольшей степени конечное качество во многом зависит от вертушки, картриджа и фонокорректора. Поскольку оцифровка может проводиться в почти полной тишине и с наушниками в роли контрольных мониторов, требования к защите стола от внешних вибраций снижаются. Но необходимы отсутствие детонаций (т.е. равномерность вращения) и минимум низкочастотных наводок от двигателя и механики - избавиться от них цифровым редактированием будет очень непросто.

 Знатоки техники для воспроизведения винила знают, что слышимость этих помех сильно зависит от резонанса вертушки. Желательно, чтобы он был выведен за границы слышимого диапазона, то есть в область 10 - 14 Гц, где вызываемый им пик может быть отсечён фильтром в фонокорректоре. Впрочем, это касается недорогих моделей, особенно «антикварных» советского производства. У современной виниловой техники высокого класса с этим чаще всего проблем не возникает. В любом случае следует знать, что если на записи сильно слышен рокот двигателя, это свидетельствует не только о низком качестве проигрывателя, но и слишком высокой частоте резонанса - можно попытаться увести его вниз за счёт установки другой головки.

Полезные советы:  Используйте проигрыватель с минимальным коэффициентом детонации, хорошей равномерностью вращения диска, хорошим демпфирование основного резонанса тонарма и самого стола. Очень важно минимизировать вибрации от привода. Используйте только алмазные иглы, но не корундовые или какие либо другие. Не используйте конические иглы, так как резец, для нарезки оригинала в сечении треугольный, а игла должна максимально повторять его форму. Желательно не использовать керамические (пьезо) звукосниматели. Пьезо-головки нехороши тем, что у них низкая гибкость механической системы в результате они оказывают высокое давление на стенки борозды, это приводит к искажениям. Используйте проигрыватель с прямым приводом он гораздо качественнее роликового или пасикового. Собственные резонансы качественной системы игла-звукосниматель должны находиться в области 120-160кГц. Не используйте оборудование с собственным шумом более минус 72дБ. Не надо использовать головки, собственные резонансы которых близки к слышимой области звука. Не используйте головки с неравномерностью характеристики более 0,5дБ в диапазоне 20Гц-20кГц и уровнем гармоник более 0,05%.

 Выбор фонокорректора очень щепетильное занятие и результат напрямую зависит от ваших притязаний на обладание «совершенным» звуком. Ориентиры для выбора, это максимально возможное отношение сигнал/помехи, защита на входе от высокочастотных наводок, минимальный тракт, высокая перегрузочная способность. В идеале - питание от гальванической батареи.
 
Если особо не заморачиваться, можно воспользоваться фонокорректором, встроенным в старый добрый усилитель. Результаты такого варианта, иногда бывают очень не плохими и часто превосходят конфигурации с новомодными выносными фонокорректорами. Фонокорректор наиболее удается фирмам-консерваторам, которые когда-то формировали звучание винила.

 Получив качественный аналоговый сигнал, остаётся лишь адекватно его оцифровать. Степень «адекватности», как легко догадаться, зависит в наибольшей степени от аудиокарты. Первое, на что нужно обратить внимание: забудьте навсегда об интегрированных на материнскую плату интерфейсах. Их качество за последние годы заметно выросло, но пока ещё не достигло того уровня, который нам требуется. В зависимости от суммы, выделенной на приобретение аудиокарты, разумно выбирать из полупрофессиональных или профессиональных для малых студий. Ассортимент доступных в продаже решений огромен, поэтому для облегчения выбора следует для начала определиться со способом подключения к компьютеру. 

 Наиболее доступны внутренние карты с интерфейсами PCI и PCI Express - второй предпочтительнее, поскольку обеспечит более высокую скорость передачи информации. При условии, конечно, что интерфейс PCI Express «честный». Например, у популярной карты ASUS Xonar Essence STX* реальным интерфейсом является PCI, а подключение к шине PCI Express осуществляется через дополнительный «мост». Поэтому PCI-вариант этой платы, Essence ST является более предпочтительным.

 Основные недостатки внутренних карт — питание не слишком чистым напряжением от бортовой сети компьютера и подверженность высокочастотным помехам. Правда, в последнее время производители стали оснащать свои платы экранами (как, например, у ASUS Xonar Essence STX), а на дорогих картах могут быть установлены дополнительные стабилизаторы и фильтры. Ещё один недостаток может проявиться, если вертушка и компьютер расположены далеко друг от друга - длинный аналоговый кабель наловит помех. Наконец, внутренняя карта подразумевает установку в десктоп и не может работать с ноутбуками. Все это касается и тех аудиоинтерфейсов, которые имеют внешний модуль и устанавливаемую внутрь корпуса ПК плату - соединяющий их шлейф имеет ограниченную длину и чаще всего не подлежит замене. 

 От этих недостатков избавлены внешние звуковые карты, но они заметно дороже, чем внутренние. Наиболее предпочтительным интерфейсом для связи с компьютером является, на мой взгляд, FireWire - быстрый, стабильный, допускающий длину кабеля до 4,5 м (в самой ранней реализации стандарта IEEE 1394a). Также выпускаются FireWire-ретрансляторы (повторители), которые позволяют увеличить протяжённость линии до нескольких десятков и даже сотен метров. Примеры удачных и не очень дорогих внешних FireWire-аудиоинтерфейсов: Echo AudioFire 2, M-Audio Audiophile FireWire, Terratec Producer Phase X 24 fw. Однако надо учесть, что только последняя модель из этого списка способна работать с цифровыми потоками 24 бита/192 кГц, у всех остальных частота сэмплирования не превышает 96 кГц, хотя они могут иметь на борту АЦП 24 бита/192 кГц.

Подобные ограничения имеются и у аудиокарт с интерфейсом USB 2.0, хотя они тоже подходят для нашей задачи. Например, внешняя карта E-MU Tracker Pre USB полноценно работает с потоками вплоть до 24 бит/192 кГц и вполне доступна по цене. Максимальная длина USB-кабеля, согласно спецификациям стандарта, до 5 м, однако лучше не применять шнур больше 2 м, да и то при условии, что он толстый и с хорошим экраном. Если устройство периодически «отваливается» от системы, вполне возможно, что дело в кабеле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий