вторник, 10 апреля 2012 г.

Тонарм.


Задачей тонарма винилового проигрывателя является позиционирование иглы звукоснимателя на звуковой дорожке грампластинки. Слово позиционирование подразумевает ее перемещение от края к центру грампластинки, а также обеспечение необходимого угла между иглой и грампластинкой.
 Тонарм состоит из трубки, поворотного механизма, регулятора прижимной силы, компенсатора скатывающей силы и площадки для установки звукоснимателя. Как мы уже говорили, все узлы винилового проигрывателя являются очень ответственными, но конструкция тонарма, пожалуй, самая сложная с точки зрения механики.
 Тонарм должен перемещать головку звукоснимателя таким образом, чтобы сглаживать неровности на поверхности пластинки. Пластинка имеет достаточно большую поверхность, и сделать ее идеально плоской невозможно. Если присмотреться, то на любой из них вы найдете пологие волны. При воспроизведении тонарм должен перемещаться по этим волнам, не оказывая собственного влияния на величину давления иглы на стенки звуковой канавки. Как вы понимаете, для выполнения этого требования необходимо, чтобы тонарм был настолько легким, насколько это возможно. К сожалению, сделав его слишком легким, мы тут же получим снижение динамики воспроизведения. Изгибы звуковой дорожки, приводящие в движение иглу звукоснимателя, будут приводить в движение весь тонарм целиком, а поскольку именно на нем закреплена звуковая катушка, то сигнал, генерируемый в ней, будет слишком слабым. Иными словами, колебаться будет не только игла, но и весь тонарм, что с точки зрения воспроизведения звука абсолютно бесполезно. Что же получается? А получается, что с одной стороны тонарм должен быть достаточно легким, а с другой – достаточно тяжелым. Чтобы выполнить эти противоречивые требования необходимо очень тонко соблюдать правильный баланс. Малейшее несоответствие и все… Поклонником винилового звука вы после этого точно не станете.
 Для того чтобы понять, какими механическими характеристиками должен обладать тонарм, давайте посмотрим, какие помехи влияют на него при воспроизведении пластинки. Вернее будет сказать, что эти помехи влияют не только на тонарм, а на всю колебательную систему, которую он образует вместе с головкой звукоснимателя и ее подвижной системой.
 С одной стороны на нее воздействуют источники низкочастотных вибраций, такие как изгибы и эксцентриситет пластинки (когда отверстие не совпадает в точности с ее геометрическим центром), вибрации, вызванные вращением подшипника, а также внешние вибрации со стороны пола или стен, которые передаются на проигрыватель. Частота этих вибраций лежит в инфранизкочастотной области (менее 8 Гц), а следовательно резонансная частота колебательной системы тонарм-звукосниматель-подвижная система должна быть выше этого значения. С другой стороны, на иглу звукоснимателя передаются колебания от звуковой дорожки грампластинки, которые пытаются раскачать колебательную систему тонарма со звуковыми частотами (т.е. от 20 Гц и выше). Это означает, что резонансная частота колебательной системы тонарм-звукосниматель-подвижная система должна быть ниже звуковых частот. В противном случае проигрыватель будет иметь резкое снижение отдачи на басах. Искусство производителя качественных тонармов как раз и состоит в том, чтобы их изделия обладали правильными резонансными характеристиками, т.е. имели частоты собственных резонансов, лежащие в области между указанными выше значениями.
 Помимо расчета собственной резонансной частоты тонарма производитель должен также позаботиться и о хороших виброгасящих свойствах самой трубки тонарма. Она ни в коем случае не должна передавать вибрации от шасси к подвижной системе звукоснимателя, а также должна быть достаточно жесткой для того, чтобы не оказывать собственного влияния на воспроизведение звука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий